Суд Центрального района Минска отправил на дорасследование дело философа Владимира Мацкевича.
Отсутствие Владимира Мацкевича в Беларуси, видимо, не убедило суд, что тот не принимал участие в это время в митинге ИП 15 февраля на Октябрьской площади в Минске.
Мацкевич предъявил в суде использованные билеты на самолет и штамп в паспорте, которые подтверждают, что 15 февраля он находился в Варшаве, хотя свидетельствовавшие в суде сотрудники ОМОН утверждали, что видели Мацкевича на акции.
— Они все говорили, что видели меня с достаточного расстояния, держащего растяжку, на которой было написано: «Працу!». Я попытался спросить, почему они не подошли ко мне, не остановили «нарушение». В ходе допроса выяснилось, что никакой опасности человек, которого они видели, не представлял, — рассказал Мацкевич tut.by.
Протокол был составлен задним числом 19 февраля по видео- и фотодоказательствам.
— Судья Виктория Шабуня с самого начала поняла, что что-то тут не то. Она уже вела дело корректно, позволяла мне и адвокату спрашивать все что угодно. Видно было, что эти ребята говорят заученными фразами, не отклоняясь ни влево, ни вправо. Но судье не привыкать, она много таких судов провела, знает, как делаются эти показания.
Показания о том, что они «видели» Мацкевича на акции, давали сотрудники ОМОНа Илья Яковлев, Александр Шишко и участковый Денис Тресняк. По словам философа, когда он показал штампы в паспорте, на лице судьи «проскользнула растерянность и недоумение».
Оба ОМОНовца заявили, что на 100 процентов уверены: на акции на Октябрьской площади 15 февраля был именно Мацкевич, и сейчас, в зале суда, они его узнают: по очкам, «небритости», седине, чертах лица и даже по... фигуре. Мол, именно он держал на площади растяжку с надписью «Працу!». Правда, при этом не смогли описать человека, стоящего рядом с Мацкевичем, передает «Еврорадио».
Илья Яковлев заявил судье: «Он показался подозрительным, поэтому и обратили на него внимание».
На вопрос адвоката, чем именно подозрителен, милиционер ответил: «Он растягивал растяжку. Пожилой человек и растягивает растяжку — это подозрительно...».
По словам милиционеров, они на Октябрьской площади в тот день несли службу в «гражданской форме одежды». Поэтому сами к Мацкевичу не подходили и протокол на него не составляли. Составил протокол и сделал фото с акции участковый милиционер Денис Тресняк, а они подтвердили, что на фото действительно Мацкевич.
Участковый подтвердил, что был на акции, делал фото и составлял протокол на Мацкевича. Но не на акции, а потом, в РУВД, после просмотра отснятых материалов. «Но откуда он узнал, что на фото именно Мацкевич? Он что, его знает», - поинтересовался адвокат. Денис Тресняк ответил: «Мацкевича я не знаю, но на акции узнал его...»
— Свидетели — двое омоновцев и участковый. Один совершенно наивный человек, другой более или менее сообразительный — до него доходило, он начал дергаться, и один совершенно циничный человек, который уверен, что все равно его прикроют, - прокомментировал их поведение на суде Владимир Мацкевич.
После предъявления доказательств того, что он был не в Беларуси 15 февраля, Мацкевич спросил у свидетелей, кто приказал им давать ложные показания.
— Свидетель ответил, что он имеет право не отвечать на этот вопрос. Я говорю: «Значит, вы это сделали по собственной инициативе?». Он говорит: да. Тогда я попросил суд возбудить прямо здесь дело о лжесвидетельствовании.
По словам присутствовавших в суде правозащитников, Мацкевич также заявил свидетелям: «Господа, я хочу видеть вас самих с растяжкой «Працу!», когда вас уволят».
Судья решила отправить административный протокол против Мацкевича на доработку. Сам философ, ссылаясь на своего адвоката, считает, что таким образом суд «прикрывается».
- При таком постановлении суда его невозможно оспорить. Судья прикрыла себя. А как будет начальство разбираться с омоновцами — это не ее дело. Сейчас мы будем думать, как привлекать их к ответственности. Я вообще все эти судебные тяжбы не люблю, но раз уж подставились и подставили меня — надо идти до конца.