Ситуацией в белорусской адвокатуре обеспокоены независимые юристы. Власть хочет превратить адвокатуру в свой инструмент, заявляют они, комментируя факт исключения Павла Сапелко из Минской городской коллегии адвокатов (МГКА).
Решение исключить Сапелко из МГКА президиум коллегии принял 3 марта по представлению Министерства юстиции.
Павел Сапелко являлся защитником бывшего кандидата в президенты Андрея Санникова, а также Павла Северинца — руководителя избирательного штаба Виталия Рымашевского и Дмитрия Дашкевича — лидера международной молодежной организации "Молодой фронт" (Чехия). Сейчас они должны заключить договор о юридической помощи с другими адвокатами, либо им должны предоставить государственного защитника.
"Это решение означает, что я перестаю быть адвокатом", — сообщил БелаПАН Сапелко. Согласно закону об адвокатуре адвокатская практика должна осуществляться только в составе коллегии.
Сапелко еще не решил, будет ли он каким-либо образом обжаловать данное решение. "Я сейчас думаю: а нужно ли это делать? Если бы меня адвокатской лицензии лишил Минюст, я бы это обязательно обжаловал. Но если решение приняли коллеги, то у меня мало желания его обжаловать", — сказал Сапелко.
Пока он не знает, чем будет заниматься: "Время еще есть, чтобы подумать. Решение было принято только вчера".
Павла Сапелко его коллеги-юристы называют одним из наиболее профессиональных и наиболее принципиальных адвокатов Беларуси. На протяжении многих лет он защищал фигурантов "громких" политических процессов. Он, в частности, был защитником Николая Автуховича, члена незарегистрированной организации "Партерство" Тимофея Дранчука, представлял в суде интересы Зинаиды Гончар по делу пропавшего в 1999 году Виктора Гончара, а также был адвокатом Александра Борозенко — фигуранта "дела четырнадцати" за участие в акциях протеста предпринимателей, защищал редактора газеты "Навінкі" Павла Коновальчика по делу об оскорблении президента.
Как ранее сообщала БДГ, в феврале Минюст лишил лицензии еще четырех адвокатов, защищающих фигурантов уголовного дела о массовых беспорядках в Минске, — Олега Агеева, Татьяну Агееву, Владимира Толстика и Тамару Гораеву.
"Грубые нарушения правил профессиональной этики" в действиях некоторых адвокатов, защищающих участников акции 19 декабря, чиновники Минюста усмотрели еще в конце декабря. Руководству МГКА было сделано представление с требованием принять "безотлагательные меры к безусловному соблюдению адвокатами Правил профессиональной этики и законодательства".
Однако президиум МГКА во главе с председателем коллегии Александром Пыльченко не усмотрел оснований для применения каких-либо санкций в отношении адвокатов.
18 февраля приказом министра юстиции Виктора Голованова Александр Пыльченко был исключен из состава Квалификационной комиссии по вопросам адвокатской деятельности.
Независимые юристы и правозащитники обеспокоены ситуацией в белорусской адвокатуре.
В частности, юрист Валентин Стефанович в комментарии выразил "большое сожаление" по поводу того, что Павла Сапелко из МГКА исключили его же коллеги. "Последствия для всей адвокатуры могут быть очень серьезные. Исключение Сапелко — это сигнал всем остальным адвокатам. Очевидно, что власть хочет превратить адвокатуру в свой инструмент, когда адвокаты фактически были бы обвинителями и соглашались со всеми требуемыми приговорами", — заявил Стефанович.
Напомним, 1 февраля Совет коллегий адвокатов Европы призвал министра Голованова "гарантировать принципы независимости профессиональных ассоциаций адвокатов и беспристрастности дисциплинарных разбирательств".
Голованов включен в список белорусских чиновников, которым запрещен въезд на территорию Евросоюза за нарушения прав человека.