Представители белорусской интеллигенции всегда с уважением относились к празднованию образования Белорусской Народной Республики.
В День Воли в Минске откроется выставка художников творческого объединения «Погоня».
Как сообщает «Радыё Свабода», свою первую выставку художники «Погони» устроили как раз ко Дню Воли 25 марта 1991 года. Авангард и традицию, скульптуру и графику соединяла идея белорусской свободы и независимости. Одним из самых ярых последователей некогда выбранной тематической линии стал председатель отделения Алексей Марочкин. Также ощутимый вклад в пропаганду Дня Воли внесли Николай Купава и художник Алесь Пушкин.
День Воли всегда находил отражение в произведениях представителей белорусской интеллигенции.
2006 год День Воли с новой силой потряс национальное сознание белорусов. Появилась большое количество художественных и кинематографической произведений, где День Воли совпал с поступком демократической молодежи, которая пять дней в знак протеста против фальсификации результатов президентских выборов жила в палаточном городке на Октябрьской площади, переименованной участниками протеста в площадь Калиновского.
Один из наиболее известных белорусских кинодокументалистов Юрий Хащеватский снял фильм «Площадь» по факту событий Дня Воли 25 марта 2006 года. Фильм стал документальным свидетельством непримиримости сторонников национальной идеи и по-советски консервативных государственных оппонентов. И в искусственном замалчивания исторического события на государственном уровне известный режиссер ничего удивительного на видит.
«А это все взаимосвязано, понимаете? Поскольку вообще само слово «воля» в нашем государстве в определенной степени оппозиционное, -- отмечает Юрий Хащеватский. -- И естественно, что в принципе борются даже с самим этим словом, потому что свобода нашей власти не нужна. Ведь наши власти стараются воспитывать невольников. И это очень грустно, потому что никакие экономические достижения (которых, кстати, нет), никакие социальные достижения (которых тоже нет, а наоборот, делается все хуже и хуже), не оправдывают главного – процесса минимизации личности в человеке. Человек должен быть свободным, человек должен расти из своих возможностей. Он должен приобретать большую силу. А на это способна только свобода. Если он внутренне свободен, если он чувствует свободу в других людях, вот тогда наступает общественный паритет, тогда мы имеем общество свободных, равных и по-настоящему великих людей».