Несмотря на определённые отличия, существует много элементов, делающих словацкий опыт реформ исключительно важным.
Об этом пишет украинский аналитик Александр Титарчук, эксперт East European Security Research Initiative Foundation, специально для charter97.org.
Реформа сектора безопасности остается среди приоритетов Братиславы
Реформирование сектора безопасности (РСБ) остается одним из стратегических приоритетов Словакии, в том числе и в сфере внешней политики. Тема РСБ была избрана среди приоритетных еще во времена непостоянного членства Словакии в Совбезе ООН в 2006-2007 годах. С тех пор эта довольно небольшая центральноевропейская страна пытается активно вовлекаться в процесс практической реализации вопросов РСБ и оказания соответствующей посильной помощи другим странам, причем далеко за пределами европейского континента.
Собственный более чем 25-ти летний опыт Братиславы в сфере РСБ действительно возможно считать успешным, одним из основных свидетельств чему являться членство этой бывшей частью соцлагеря страны в НАТО и ЕС. Проблемы здесь безусловно есть, но они не настоль критические, учитывая глобальный характер современного кризиса европейской безопасности.
Согласно действующей среднесрочной Стратегии сотрудничества Словацкой Республики в сфере развития на период 2014-2018 годов, к основных странам-реципиентам словацкой помощи, среди прочих, отнесены и страны Восточного партнёрства, в том числе и Украина. Сама же тематика РСБ включена в список из восьми секторальных приоритетов Братиславы в работе со странами Восточного партнерства. В рамках существующего сотрудничества создана единая система оказания помощи, в которой задействованы как государственные структуры, представители бизнеса, так и неправительственные общественные организации.
Отличительной чертой, присущей словацким подходам к РСБ, возможно считать тесную увязку действий и инициатив на национальном и региональном уровнях, в т.ч. с учетом членства в НАТО, ЕС, ОБСЕ и Вышеградской группе. В этом смысле текущий год обещает быть одним из ключевых, учитывая предстоящее председательство Словакии в Совете ЕС во втором полугодии, где вопросам РСБ также будет уделяться должное внимание, особенного на фоне укрепления взаимодействия ЕС с НАТО в рамках усиления присутствия Альянса на восточных границах, а также принятия новой Глобальной стратегии ЕС в сфере вешней политики и политики безопасности.
Целью этой статьи не является проведение детального анализа всех элементов реформы на каждом отдельном этапе ее осуществления. Вместо этого главный акцент сделан на принципиальных подходах и стратегических приоритетах, реализация которых дает действенную возможность реформировать национальный сектор безопасности в условиях переходного периода, который более десятилетия назад фактически закончился для Словакии и уже более двух с половиной десятилетий все еще длится для Украины, не давая сойти с мертвой точки.
Основа успеха – безопасность простых граждан
Само понятие «сектор безопасности» начало активно использоваться в Словакии еще в начале 90-х годов, когда страна только стала на путь перехода к демократической модели развития. Емкостное значение этого понятия имеет довольно широкую интерпретацию, подразумевая не только государственные институты, ответственные за вопросы безопасности, правительственные учреждения и органы парламентского контроля, образующие собственно систему государственной безопасности, но и судебную систему, неправительственные организации и институты, а также частные службы безопасности.
Основой акцент в реформировании сектора безопасности был сделан на обеспечении достаточного уровня безопасности простых граждан, что Братиславе в целом и удалость сделать. В связи с этим, основными показателями эффективности РСБ были определены уровень защищённости жизни граждан и их безопасности, а также общий уровень благополучия и обеспечения основных гражданских прав и свобод. Другим важным элементом РСБ является уровень взаимодействия между государством и обществом, который в целом оценивается как довольно высокий. При этом исключается избирательное отношение к ключевым актерам в сфере безопасности, которыми фактически являются также все граждане страны.
В Словакии в результате реформирования сектора безопасности налажена и существует эффективная система коммуникаций с общественностью, что благоприятствует своевременному реагированию на разнообразные проблемы в сфере безопасности, требующие срочного решения. Общественное мнение играет роль индикатора, сигнализирующего о появлении определенных сбоев в функционировании системы безопасности как таковой.
Коммуникационная стратегия – главный двигатель реформ
Наиболее наглядным примером опыта реформирования сектора безопасности возможно считать получение Словакией членства в ЕС и НАТО. При этом четкая перспектива такого членства, а также разработанная на ее фоне эффективная коммуникационная стратегия, сыграли ключевую роль в успешной имплементации РСБ.
Развитие внешнеполитических ориентиров Словакии после получения страной независимости очень напоминают ситуацию в Украине с ее многовекторностью, переходящей во внеблоковый статус, с последующим курсом на европейскую и евроатлантическую интеграцию. В 1993 году только четвертая часть взрослого населения Словакии высказывалась за поддержку евроатлантических устремлений, ориентированных на членство в НАТО и ЕС, при этом треть словаков поддерживала своего рода промежуточный вариант нахождения страны между Западом и Востоком. Если евроинтеграционные мотивы были более или менее понятны населению с точки зрения их социально-экономической природы, то причина членства в НАТО была довольно туманной для большей части населения. Поэтому уровень публичной поддержки членства в НАТО в эти годы не превышал 50 процентов.
В 2000-2002 годах правительство Словакии реализовало всеохватывающую коммуникационную кампанию, нацеленную на поднятие уровня публичной осведомленности населения об Альянсе. Согласно Национальной программе подготовки к получению членства в НАТО, в стране было создано 13 межминистерских рабочих групп, при прямом привлечении потенциала четырех министерств – внешних дел, обороны, культуры и образования. Такой подход свидетельствовал о том, что процесс вступления в НАТО не является исключительно правительственным делом, а имеет гораздо более широкие параметры применения. В рамках подготовительного процесса была разработана соответствующая Информационная стратегия, которая, среди прочего, определяла основные цели, а также вызовы, препятствующие их достижению, и пути реагирования на такие вызовы. Были также разработаны базовые принципы и рекомендации относительно порядка осуществления коммуникаций по вопросам интеграции в НАТО.
Информационная стратегия считается до сих пор действующим базовым документом, хотя и нуждается в определенных поправках, отражающих текущие реалии. С этой целью на каждый последующий год правительством принимается рабочий документ под названием Центральная информационная программа. Главный акцент здесь делается на принципе раскрытия и понимания процесса повседневного функционирования Альянса с точки зрения безопасности и ее влияния на благосостояние всех граждан страны.
Под влиянием текущего кризиса и новых вызовов
По информации словацких экспертов, средний показатель уровня доверия населения к органам судебной власти и полиции в прошлом году составлял около 30 и 40 процентов соответственно. Значение этих индикативных показателей отражает современное состояние системы безопасности, находящейся под влиянием текущих кризисных явлений, охвативших всю Европу, и Словакия не исключение. Главная причина здесь скорее всего кроется в росте социальной напряженности в обществе, спровоцированной углублением внутреннего кризиса в ЕС, событиями в соседней Украине, а также попытками политических элит использовать все эти процессы в собственных популистских целях.
Одним из слабых мест, которые оказывают влияние на РСБ, эксперты называют уменьшение влияния интеллектуальной сферы, обеспечивающей успешность реформ и консолидацию общественного мнения. Особенно явно это просматривается в сравнении с результатами 2003 года, когда Словакия была признана лидером в сфере реформирования сектора безопасности. Поэтому не вызывает удивления тот факт, что вопросы политики в сфере безопасности не были среди ключевых входе последней парламентской выборной кампании.
Логическим следствием этого возможно считать и длительное отсутствие прогресса в адаптации стратегических подходов Братиславы к современным вызовам безопасности. Несмотря на то, что интересы в сфере безопасности Словакии фактически остались прежними, сама ситуация здесь изменилась кардинально. Поэтому действующая Стратегия национальной безопасности и Оборонная доктрина Словакии, принятые еще в 2005 году, нуждаются в пересмотре и не отражают последних реалий, вызовов и угроз национальной безопасности, спровоцированных российской агрессивной политикой. В этой связи Словакия фактически осталась единственной страной из Вышеградской группы, которая не скорректировала своих стратегических и доктринальных подходов к обеспечению национальной безопасности. Словацкие эксперты все же высказывают надежду на скорое решение этого вопроса вновь избранным правительством.
Довольно спорадический процесс последних лет РСБ объясняется также наличием проблемных вопросов организационного характера. Материально-техническое обеспечение большинства составляющих системы безопасности нуждается в срочном улучшении, за исключением подразделений противопожарной охраны и полиции. Наиболее слабое звено – комплектование личным составом, напрямую связанное со снижение уровня патриотического воспитания и мотивации. Все это особенно ярко проявилось в ходе прошлогодней мобилизационной кампании, проводимой на фоне последних событий в Украине, когда большое количество военнообязанных словаков отказались участвовать в мобилизационных мероприятиях. Все эти факты только подтверждают общую кризисную тенденцию в сфере сектора безопасности Словакии, а также подчеркивают важность непрерывности процесса РСБ с учетом изменяющейся глобальной и региональной ситуации.
В связи с этим, более активное задействования Словакии в вопросах политики Восточного партнёрства возможно считать одним из главных направлений усиления роли Братиславы на трансатлантическом пространстве, которое должно оказать позитивное влияние на состояние как национальной, так и региональной системы безопасности.
Уроки для Украины
Несмотря на определённые отличия в подходах к реформированию и условиях осуществления РСБ, существует много общих элементов, делающих словацкий опыт реформ исключительно важным для Украины. Этот опыт может и должен быть полезным для Киева на его сложном и длинном пути демократических преобразований, нацеленных на углубление ассоциации с ЕС и расширение партнерского сотрудничества с НАТО.
В первую очередь это касается правильной расстановки акцентов для достижения практических результатов реформ, ориентированных на обеспечение безопасности и благосостояния каждого гражданина и общества в целом. Эта задача должна быть ключевой и превалировать в рамках решения вопросов, касающихся государственной безопасности как таковой.
Для решения этой задачи украинское гражданское общество в лице представляющих его интересы общественных институтов и неправительственных организаций, должно стать частью сектора безопасности, как это сделано в Словакии. Именно широкая интеграция гражданского общества в структуру сектора безопасности по примеру Словакии, а не избирательное привлечение к решению проблем в сфере РСБ, может дать желаемый результат.
Следующий востребованный элемент – опыт Братиславы в разработке и использовании коммуникационных кампаний и информационных стратегий для поднятия уровня осведомленности населения о целях и задачах реформ, в том числе и в контексте интеграции в НАТО. Этот опыт особо важен на фоне появления опасной тенденции уменьшения внимания украинского общества к тематике углубления сотрудничества с Альянсом в связи з завышенными ожиданиями относительно оказания военной помощи для противодействия российской агрессии.
Отдельное место должны занимать вопросы, касающиеся обмена опытом в сфере обеспечения энергетической безопасности, которая формируют текущую повестку дня внешнеполитических приоритетов Словакии и являться также критически важными компонентом для Украины.
Учитывая декларируемый Киевом курс на углубление процессов евроатлантической интеграции, важное место должно отводиться опыту Братиславы в военной реформе по переходу к стандартам НАТО, в том числе имея ввиду последние паны относительно наращивания военного присутствия Альянса на восточных границах и усиление потенциала национального компонента сил территориальной обороны.
Среди важных уроков возможно назвать также необходимость постоянной оценки и пересмотра ключевых стратегических документов, последовательного развития обороной и военной стратегий как базиса для реформирования вооружённых сил. Оборонная составляющая сектора безопасности не должна выделяться из национальной системы безопасности, оставаясь одной из ее важных подсистем в рамках широкого общеправительственного подхода к РСБ.
Международный опыт Братиславы в продвижении важных инициатив относительно РСБ должен находить постоянную поддержку со стороны Киева, в том числе и в рамках ОБСЕ, а также других региональных организаций, миссии которых оказывают помощь в реформировании национального сектора безопасности и обороны.
Наличие мощного экспертного реформаторского потенциала соседней страны, задействованного в Украине, в т.ч. и на правительственном уровне, дает повод надеяться на позитивные результаты и успешную передачу опыта реформ. Но для стабильного и устойчивого успеха Киеву нужно обеспечить непрерывность процесса реформ с учетом изменяющееся обстановки, и словацкий опыт подтверждает важность этого требования.
Александр Титарчук, специально для charter97.org