Очередная стройка с уплотнением намечается в центре Минска.
Компания «Влате Групп», инвестор со швейцарским капиталом, намерена построить многоквартирный жилой дом с подземной автостоянкой в квартале улиц Захарова — Первомайской — Змитрока Бядули — переулка Броневого. Вчера в администрации Партизанского района состоялась презентация проекта, пишет onliner.by.
Чтобы построить дом, инвестору придется снести небольшой 2-этажный барак, который стоит в центре двора. Там проживает 16 семей, всего 43 человека. Все они были на презентации, ведь инвестор пообещал им бонусы при переселении. Пришли сюда и жители других домов, расположенных на месте планируемого строительства. В зале образовалось два лагеря: те, кто против уплотнения, и те, кто за.
Помимо квартир, в комплексе будет и офисная часть. Чтобы вписать здание в тесный дворик, его решили причудливо «изогнуть», а этажность сделать переменной — от 5 до 9 этажей.
Дом, который хотят снести
— Это даже не эскизное решение — просто предложение, — оговорился известный архитектор Борис Костич (обладатель специальной премии президента в области архитектуры и реставрации), который презентовал проект.
Далее Костич прочитал собравшимся короткую лекцию об архитектуре.
— Минск — столица свободной страны, он растет, уплотняется застройка, территория в городе не должна «гулять». Если посередине двора в центре — заброшенная территория, это нехорошо. Архитектура — это наука об упорядочивании пространства. Мы попытались расположить здание так, чтобы не нарушать инсоляцию, сохранить покой жителей соседних домов.
— Где научные доказательства, что инсоляцию не нарушат? — перебили архитектора. — Почему опять только слова?
— Нарушения тут в принципе невозможны, — заверил граждан специалист. — На этапе контроля за этим будут следить различные эксперты. Хотя, конечно, инсоляция — это понятие условное. Взяли микробов, поставили на солнце, какие-то сдохли… Все надо проверять.
Показалось, что разговор вот-вот перейдет в стандартное для таких мероприятий абстрактно-гневное русло. Но среди людей, выступающих против строительства дома, тоже был архитектор — заместитель директора ООО «Архитектурное бюро «БАЙХАУС» Юрий Матяш.
Он провел свои расчеты и определил: по существующим нормам, с учетом количества офисных работников и жильцов дома, нормы по автомобилизации будут нарушены.
— Где будет 1000 квадратных метров площадок для отдыха? Какая площадь землеотвода? — бомардировал он вопросами инвесторов. — Если собираетесь строить подземный паркинг, как будете укреплять грунты? Не боитесь, что рухнут соседние старые дома? Как вы, коллега, могли запроектировать дом с такими нарушениями?
Расчеты Юрия Матяша
Ответов по существу зал так и не услышал.
— Неужели вы думаете, что мы сделаем такой проект с нарушением норм? — пошел в атаку один из руководителей «Влате Групп» Владимир Тельпук. — Комитет архитектуры в жизни не даст нам АПЗ! Да и разработка такого проекта стоит полмиллиона долларов, мы заинтересованы, чтобы все было сделано согласно нормативам.
Бизнесмен был откровенен с людьми. Он признал, что строительство дома — невыгодный для него проект. Когда-то даже проводился аукцион, но за реконструкцию двора и снос барака никто не взялся.
— Свои деньги я уже заработал, при этом заплатил налоги и сплю спокойно. Нас просто попросили снести этот двухэтажный ветхий барак и расселить людей, государство на данный момент сделать этого не в состоянии. Мы же готовы это сделать. Более того, мы дадим им на 20—30 процентов больше, чем положено по закону. И мы готовы рассмотреть, что можно сделать для других жителей квартала. Мы готовы принять ваши предложения.
— Вот наше предложение: не хотим, чтобы во двор всундучили китайскую стену! — негодовала одна часть зала.
— Вы боретесь за свою территорию, а что делать нам? Собак своих водите гулять в другом месте! — отвечали им те, кому было обещано выселение с бонусами.
— Вы знаете, мне 54 года, и я всегда держал свое слово, — еще раз постарался убедить толпу Владимир Тельпук. — Я удостоен ордена «За личное мужество» [за покорение горных вершин, — Onliner.by]. Я никогда не врал, я сделаю то, что обещаю: благоустрою ваш двор. А наш дом не причинит вам неудобств…
Увы, и это не сработало.
— Вы очень грамотно нас покупаете. Но мы не продаемся! — ответили протестующие.
На этом и разошлись. Решение о судьбе стройки будет принято в конце июня.