Приглашение поиграть за ФК «Гомель» обернулось для бразильского футболиста штрафом и отсутствием денег на обратную дорогу.
24-летний бразильский нападающий Моцарт Алвес Камарго (Mosart Alves Camargo), приехал в Гомель, чтобы заключить контракт с местным клубом, пишет блогер Дмитрий Кирчук.
По приглашению Олега Кубарева (главный тренер ФК Гомель) Моцарт прибыл на просмотр в стан обладателя Кубка Беларуси-2012, всего лишь один раз потренировался с командой, и о нем как будто забыли. 10 дней бразилец жил на клубной базе в «режиме ожидания» и с туманными контрактными перспективами. Как ни пытался Моцарт выяснить свои перспективы в гомельском клубе — все тщетно. А тут еще позвонил президент плоцкой Вислы Кшиштоф Дмошиньский, который предложил игроку приехать на переговоры по поводу нового контракта. Выяснилось, что поляки изначально контактировали с агентом Моцарта, который скрыл от своего подопечного тот факт, что прежний клуб форварда желает заключить с ним очередное соглашение. Тут все просто: менеджер нападающего был заинтересован исключительно в своей выгоде, ведь в случае подписания гомельчанами контракта с бразильцем, он получил бы неплохой гонорар за переход и процент от зарплаты игрока. Моцарт засобирался домой. И тут возникли проблемы...
Дело в том, что у несчастного бразильца совершенно не было денег на обратную дорогу: наличные закончились, а ни один гомельский банкомат не хотел принимать польскую Visa. Как правило, транспортные расходы футболиста прибывшего на просмотр оплачивает клуб либо его агент, причем игрок это выясняет заранее, чтобы не попасть в неприятную ситуацию. Однако на практике некоторые клубы попросту зажимают копеечку и банально кидают игроков, мол, добирайтесь как хотите (сейчас денег нет, но обязательно переведем на счет/приедешь в следующий раз и все компенсируем и другие отмазки). Получается, обманули на пару десятков баксов и доставили массу неприятностей футболисту. Лично был свидетелем как несколько лет в гродненском «Немане» «разводили» россиян-легионеров, которые были на просмотре: мы вас пригласим еще, тогда и оплатим за дорогу+суточные, не волнуйтесь ребята, просто в клубе сейчас денег нет.
Первым попытался помочь Моцарту польский полузащитник «Гомеля» Томаш Новак (Tomash Novak), он позвонил Кубареву, однако главком команды повел себя крайне непорядочно: пообещал, что бразилец получит деньги на дорогу домой, а на деле попросту соврал.
Томаш решил не оставаться безучастным к судьбе польскоговорящего нападающего и сделал звонок гендиректору клуба. Евгений Поболовец сообщил, что он не «в теме», однако, достал из своего кармана 700 000 белорусских рублей (ок. 85 долларов).
Футболиста в Гомеле посадили на поезд и отправили в Минск, попросив встретить его и помочь добраться до польской столицы.
В экстренном порядке был найден только один вариант - попутка до Белостока за 30 долларов.
25 июня. 23:07. Минск. Железнодорожный вокзал. Вагон №7. Встречаю подавленного Моцарта с большой сумкой и рюкзаком. Познакомились. Вручаю ему пакет с провизией на дорогу: сэндвичи, зефир, вафли, бананы, конфеты, минералка. Я сообщил ему, что ребята на попутке заберут его только в 2:30, поэтому нам придется три часа «убивать» время. Идем наверх в местную забегаловку попить чаю, пока стоял в очереди, к темнокожему футболисту подошли трое типов подозрительной наружности. Пришлось их отогнать. Моцарт предположил, что его хотели ограбить, а я, что стрельнуть деньжат на выпивку. После чая, идем в обменник: бразилец хочет поменять 140 000 белорусских рублей, получилось 15 долларов. Моцарт смеется: что такое 140 тысяч рублей по сравнению с такой же цифрой в польских злотых. Возле обменника к нам подходят трое студентов из Туркменистана и на английском просят сфотографироваться с темнокожим футболистом.
Очередные попытки получить наличку из банкоматов, расположенных на вокзале: белорусские банковские терминалы бойкотируют польскую Visa. Идем в камеру хранения, оставляем там вещи южноамериканца и идем гулять по городу, общаемся исключительно на хорошем польском.
Я показал своему новому знакомому маленький кусочек ночного Минска (вокзал — стадион Динамо — проспект Независимости — здание белорусского КГБ — площадь Октябрьская — Немига — Городской Вал — Площадь Независимости — вокзал. Моцарту белорусская столица очень понравилась, ибо от провинциального Гомеля он был не в восторге. Особенно поразили бразильца дома сталинского типа, крайне малое количество горожан после полуночи (в Плоцке жизнь в это время бурлит) и стадион «Динамо» (Моцарт искренне удивился, когда узнал, что матчи чемпионата РБ собирают в среднем пару тысяч зрителей). Рассказал, что в «Висле» он получает 5500 долларов, в прошлом сезоне сыграл 9 матчей, забил 4 гола (за пол сезона). Сокрушался и удивлялся, когда узнал информацию об уровне жизни в Беларуси, дорогой аренде жилья в Минске, маленьких пенсиях стариков, реальных средних белорусских зарплатах. Рассказал, что тренировочная база у "Гомеля" неважнецкая, что Евгений Поболовец, будучи директором клуба не проявил к нему никакого интереса, что очень расстроен тем, как отнеслись к нему в этой команде. Олега Кубарева он насмешливо называет «Моуринье», мол, ведет себя как суперзвезда, весь такой важный, однако ни черта не смыслит в тренирочном процессе. За 10 дней бразилец только один раз потренировался с командой и принял участие в двухсторонке, в которой забил два гола и отдал одну передачу. Интересно, что 22 июня Моцарт отметил свое 24-летие, ФК Гомель преподнес ему «отличный» подарок...
26 июня. 2:15. Где-то в районе Красного Костела. Звонок от ребят, которые довезут нашего героя до Белостока, оттуда он двинет на автобусе до Варшавы. Забираем вещи из камеры хранения и возле главного входа я снимаю небольшое видео, в котором Моцарт похвалил Минск, недовольно отозвался о городе над Сожем и передал привет гомельскому Моуриньо — Олегу Кубареву.
Подошли ребята, я рассказал им о ситуации, которая произошла с футболистом «Вислы», объяснил, что его нужно довезти до белостокского вокзала, ибо этот польский город Моцарт не знает. Парни с пониманием отнеслись к беде южноамериканца, отругали «Гомель», мол, а, вроде бы, такой неплохой клуб. Наш путешественник радостно восклицает выученные за пару часов белорусские слова: «Прывітанне», «Менск», «Дынама», «дзякуй» и, убедившись в наличии паспорта и действующей польской визы, отправляемся к машине. Тут к нам подходит милиционер и просит «добровольно» пройти в привокзальное отделение милиции и стать понятыми при обыске некоего задержанного. Мы отказываемся, сославшись на скорый отъезд. Прощание. Моцарт благодарит меня за помощь, обещает прислать из Польши шарфик «Вислы», записывает номер моего мобильного и произносит фразу: Я никогда не забуду эту страну! Автомобиль уезжает на Белосток, а я вызываю такси и отправляюсь домой, где оказываюсь около трех ночи.
26 июня. 7:00. Просыпаюсь от звонка на мобильном. Это ребята, которые взялись отвезти Моцарта в Польшу: у него возникли проблемы на границе. Белорусский таможенник обратил внимание, что у бразильского нападающего отсутствует отметка о регистрации в стране. По местным законам иностранец по истечении пятидневного срока пребывания в стране в обязательном порядке должен зарегестрироваться в соответствующих органах. Естественно, Моцарт не знал о такой необходимости, а руководство ФК «Гомель» в очередной раз продемонстривало свой непрофессионализм, по сути, еще раз подставив приглашенного футболиста.
Пришлось через водителя объяснить по телефону белорусскому таможеннику ситуацию как есть, а бразильцу перевести на польский суть проблемы, с которой он в очередной раз столкнулся. Полтора часа Моцарта держали в отдельной комнате, допросили, пофотографировались с ним на память, дали штраф в семь долларов (пришлось водителю добавить один доллар ибо у горе путешественника денег уже совсем не было) и отпустили. Польскую границу прошли без проблем, и вскоре Моцарт прислал смску, что воспользовался своей карточкой Visa и благополучно едет в Варшаву.
На этом приключения бразильского футболиста в Беларуси закончились, но в этот же день снова позвонил мой знакомый футболист из Гомеля и сообщил, что сербы Миле Савкович (Mile Savkovic) и Йордан Йованович (Jordan Jovanovic) тоже покидают этот злополучный клуб без контракта, без регистрации в паспорте и денег на дорогу.